История адвокатуры на Руси

Старейший правовой памятник древней Руси - Русская правда X-XII веков не содержит упоминания о судебном представи­тельстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сде­лать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая.

Впервые о поверенных (прообраз современного адво­ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных мог­ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо­нахи.
Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ­бе), чтобы исключить их влияние на суд.
По Новгородской судной грамоте услугами поверен­ных мог воспользоваться любой желающий.
Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро­зой наказания запрещалось в него вмешиваться.
Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен­ных, упоминая о них в нескольких статьях.
Причем во всех этих документах говорится об институ­те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.
Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.
С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако­нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель­ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:
1) адвокатура Западного края;
2) институт депутатов при следствиях;
3) введение института присяжных стряпчих при ком­мерческих судах в 1832 г.
Рассмотрим эти институты более подробно.
Адвокатура Западного края
Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев­ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо­западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.
В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.
Адвокатура была организована и действовала на осно­ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.
Требования к адвокату были следующие:
— адвокат должен быть природным дворянином;
— иметь поместье;
— не быть замеченным ни в каком пороке;
— знать законы;
— выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме­сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ­ственность.
Этот институт просуществовал до 1840 г.
Институт депутатов при следствиях
В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при­надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом­ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до­пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:
1) первоначальные следственные действия;
2) исследование происшествия по горячим следам.
Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк­турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначеннымилицами для про­ведения определенного следствия и с его окончанием ут­рачивали свои права.
Постоянные депутаты вызывались следователями по­весткой, а временные — через руководство своих ведомств.
Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон­ца или прибытия депутата.
Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви­ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про­изводстве как уголовных, так и гражданских дел.
Присяжные стряпчие при коммерческих судах
Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се­ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо­рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком­мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.
Коммерческие суды по закону от 14 июля 1832 г. перво­начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).
Согласно закону, поверенными по делам между част­ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.
Для внесения в список присяжных стряпчих при ком­мерческом суде желающие должны были подать в соот­ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж­ные списки и прочие свидетельства.
Суд по рассмотрении представленных документов, сви­детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне­ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».
Лица, внесенные в список, давали присягу по установ­ленной форме.
Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис­ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.
Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.
Кроме перечисленных категорий следует упомянуть юрисконсультов. Юрисконсультами до 1864 г., как правило, называли лиц, которые занимались частной адво­катской практикой.
Однако существовал и официальный институт юрис­консультов. Так, согласно Положению о должности юрис­консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».
В обязанности юрисконсульта входило:
— рассмотрение передаваемых на его заключение за­водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом­ству императорских заводов;
— наблюдение за течением дел, возникающих в раз­личных государственных органах по искам заводского ве­домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;
Защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка­кие установлены законом.
Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно­му лицу полагалось жалование, размер которого опреде­лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.
Н.В. Черкасова в свой монографии «Формирование и раз­витие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века», исследуя вопрос организационной формы представительства до судеб­ной реформы 1864 г., указывает: «По сути дела судебное пред­ставительство существовало не в качестве юридического ин­ститута, а лишь в качестве обычно правового. Судебное пред­ставительство оставалось судебной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного или «нравственного цен­за» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации».
По мнению Е.В. Васьковского, «...история нашей древней адвокатуры - в сущности история ябедничества».
Следует заметить, что цари, от Петра Великого до Нико­лая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.
Петр I считал ходатаев ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Елизаветы Петровны 1752 г. говорилось: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников». Екатерина II и Николай I считали адвокатов главными виновниками французской революции и гибели мо­нархии и резко отрицали саму идею адвокатуры западного ти­па. В одном из своих писем Екатерина II писала: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законо­дательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут сле­довать моим началам».
Между тем является очевидным несостоятельность «вредного» политического влияния адвокатуры на жизнь страны, поскольку адвокатура - институт юридический, а не политический и преследует те же задачи, что и суд. Поэтому политиче­ское значение адвокатуры «не больше того, какое имеет пра­вильно организованный, беспристрастный и независимый суд».
течение всего этого периода представители были аморф­ной группой без соответствующего профессионального обуче­ния, организации и названия. Адвокатской практикой занима­лись в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущи­ми в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хо­тя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессиона­лов.
К середине ХIХ века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс - самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. «Но необходимое условие введения состязательного процесса, как неоднократно повторялось в судебных записках, - есть учреждение сословия судебных поверенных».